Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 19 "Мичил" с.Борогонцы"
МР "Усть-Алданский улус (район)" РС (ЯКУТИЯ)

Поиск по сайту

Меню навигации

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

09 Ноя 2023

Рубрика «Советы учителя-логопеда»

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При ЗРР ребенок может говорить по сравнению со сверстниками очень слабо.

ЗРР у детей формируется, если:

•С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно.

•Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной ЗРР у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни.

•У ребенка есть проблемы со слухом, поэтому он не может говорить то, что слышит от других.

О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

•Младенец молчит и не произносит никаких звуков даже элементарного «м-м-м».

•2-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем.

•В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, узнавать их на картинке.

•1,5-2 годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: открой рот , возьми ложку и т.д.

•2-3 года – период произнесения отдельных слов и фраз

•К 4 годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются не верно.

Для того, чтобы предотвратить появления задержки речевого развития у детей, с малышом надо постоянно разговаривать. Комментировать каждое действия. Развивать общую мелкую моторику. Выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения.

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу). Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

— Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка, нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Он не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.

— Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.

— Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».

— В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

— Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

— Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

— Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).

— В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

— Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

— Большое значение имеет пение, чтение стихов.

— Поддерживайте дома четкий распорядок дня(сон, прием пищи, прогулка, игра, выполнение домашних заданий).

— Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для губ:

Окошко

• широко открыть рот — «жарко»

• закрыть рот — «холодно»

Хоботок

• с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Упражнения для развития подвижности языка:

Часики

• улыбнуться, открыть рот

• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Гол

• рот закрыт

• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

• на щеках образуются твердые шарики — «конфетки»

Наказать непослушный язычок

• улыбнуться

• пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»

• покусать кончик языка зубками — «тя-тя-тя-тя-тя» (чередовать эти два движения)

Блинчик

• улыбнуться

• приоткрыть рот

• положить широкий язык на нижнюю губу

Чистим зубки

• улыбнуться, открыть рот

• кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Метки:

Комментарий читателей статьи "Рубрика «Советы учителя-логопеда»"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *