Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 19 "Мичил" с.Борогонцы"
МР "Усть-Алданский улус (район)" РС (ЯКУТИЯ)

Поиск по сайту

Меню навигации

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архивы

09 Ноя 2023

Рубрика «Советы учителя-логопеда»

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При ЗРР ребенок может говорить по сравнению со сверстниками очень слабо.

ЗРР у детей формируется, если:

•С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно.

•Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной ЗРР у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни.

•У ребенка есть проблемы со слухом, поэтому он не может говорить то, что слышит от других.

О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

•Младенец молчит и не произносит никаких звуков даже элементарного «м-м-м».

•2-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем.

•В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, узнавать их на картинке.

•1,5-2 годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: открой рот , возьми ложку и т.д.

•2-3 года – период произнесения отдельных слов и фраз

•К 4 годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются не верно.

Для того, чтобы предотвратить появления задержки речевого развития у детей, с малышом надо постоянно разговаривать. Комментировать каждое действия. Развивать общую мелкую моторику. Выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения.

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу). Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

— Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка, нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Он не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.

— Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.

— Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».

— В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

— Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

— Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.

— Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).

— В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

— Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

— Большое значение имеет пение, чтение стихов.

— Поддерживайте дома четкий распорядок дня(сон, прием пищи, прогулка, игра, выполнение домашних заданий).

— Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для губ:

Окошко

• широко открыть рот — «жарко»

• закрыть рот — «холодно»

Хоботок

• с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Упражнения для развития подвижности языка:

Часики

• улыбнуться, открыть рот

• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Гол

• рот закрыт

• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

• на щеках образуются твердые шарики — «конфетки»

Наказать непослушный язычок

• улыбнуться

• пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»

• покусать кончик языка зубками — «тя-тя-тя-тя-тя» (чередовать эти два движения)

Блинчик

• улыбнуться

• приоткрыть рот

• положить широкий язык на нижнюю губу

Чистим зубки

• улыбнуться, открыть рот

• кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Метки:

Комментарий читателей статьи "Рубрика «Советы учителя-логопеда»"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *