Рубрика «Советы учителя-логопеда»
- 37
- нет
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При ЗРР ребенок может говорить по сравнению со сверстниками очень слабо.
ЗРР у детей формируется, если:
•С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно.
•Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной ЗРР у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни.
•У ребенка есть проблемы со слухом, поэтому он не может говорить то, что слышит от других.
О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:
•Младенец молчит и не произносит никаких звуков даже элементарного «м-м-м».
•2-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем.
•В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, узнавать их на картинке.
•1,5-2 годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: открой рот , возьми ложку и т.д.
•2-3 года – период произнесения отдельных слов и фраз
•К 4 годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются не верно.
Для того, чтобы предотвратить появления задержки речевого развития у детей, с малышом надо постоянно разговаривать. Комментировать каждое действия. Развивать общую мелкую моторику. Выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения.
Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу). Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
— Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка, нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Он не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.
— Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.
— Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».
— В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
— Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.
— Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.
— Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).
— В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
— Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
— Большое значение имеет пение, чтение стихов.
— Поддерживайте дома четкий распорядок дня(сон, прием пищи, прогулка, игра, выполнение домашних заданий).
— Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для губ:
Окошко
• широко открыть рот — «жарко»
• закрыть рот — «холодно»
Хоботок
• с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Упражнения для развития подвижности языка:
Часики
• улыбнуться, открыть рот
• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Гол
• рот закрыт
• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
• на щеках образуются твердые шарики — «конфетки»
Наказать непослушный язычок
• улыбнуться
• пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
• покусать кончик языка зубками — «тя-тя-тя-тя-тя» (чередовать эти два движения)
Блинчик
• улыбнуться
• приоткрыть рот
• положить широкий язык на нижнюю губу
Чистим зубки
• улыбнуться, открыть рот
• кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
Комментарий читателей статьи "Рубрика «Советы учителя-логопеда»"