Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №19 "Мичил" с.Борогонцы"

Календарь событий
Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Скачайте наше моб.приложение с
Google Play

Архив
Главное меню
11 Янв 2016

Образовательный проект «Зима начинается с Якутии»

Паспорт проекта

Новогодняя ночь, рук. Копырина Н.ВНаправление  проекта:  совместный образовательный проект детей, родителей и педагогов.

Используемая образовательная программа:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; региональная программа «Тосхол» под ред. М.Н. Харитоновой и др.

Практическая значимость проекта:

Материалы работы могут быть использованы в работе педагогов ДОУ по решению задач успешной социализации дошкольников, в создании сети взаимодействия ДОУ с социальным пространством.

 Предварительная работа

беседы о временах года, о их приметах; беседы-рассказы о зиме; рассматривание картин о зиме; словарная работа на тему «Зима»

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проведения 14.12.15г. – 26.12.15г.

 Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог

 Актуальность

Знания о зимних явлениях – закономерная часть представлений детей об обществе и  жизни в природе. Ознакомление дошкольников с родной природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Общение детей и взрослых в данном процессе составляет основу самых сильных детских впечатлений, запоминающихся на всю жизнь.                    

Зима в Якутии – это отдельный, удивительный, сложный, многогранный мир.

Республика Саха (Якутия) — это самый большой регион России. Одновременно это — самый холодный регион страны. Почти 90% территории находится в плену у вечной мерзлоты. Более 50% территории находится за полярным кругом.  Поэтому все якутские дети любят зиму, ведь в Якутии она длится пять, а то и семь месяцев в году. Особенно интересно детям узнавать, как и почему происходит смена времён года, как меняются жизнь природы и заботы людей зимой, что было бы, если бы в Якутии не было снега и т.д. На все эти и другие важные вопросы можно найти оригинальные ответы, если пофантазировать и помечтать — включиться в творческий процесс. Именно поэтому мы разработали проект «Зима начинается с Якутии». Это помогло предоставить детям возможность совместно с родителями под руководством заботливых педагогов в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Проект «Зима начинается с Якутии» предоставляет большие возможности для создания образовательного пространства, способстующего развитию творческих способностей детей, родителей и педагогов, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает у детей и взрослых активность, умение планировать и работать в коллективе.

В основу проекта положена идея о том, что эффективной образовательная деятельность будет лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого мы, в условиях налаженного прочного контакта с родителями воспитанников, увлекли их целями и задачами проекта «Зима начинается с Якутии».

Цели проекта:

создать особую творческую среду, способствующую формированию у детей представлений о зимних природных явлениях, забавах, праздниках; расширять представление у детей о якутской зиме, о традиции празднования Нового года в Якутии.

Задачи проекта

Образовательные:

— закрепить знания и представления детей о времени года – зиме;

 — обратить внимание детей на признаки зимнего времени года;

— обобщить знания и представления детей о характерных особенностях зимнего времени года в Якутии;

— применение народных традиций, календарных обрядовых праздников народа саха, как педагогических средств обучения и воспитания детей в условиях современного ДОУ.

Воспитательные:

— формировать систему ценностей дошкольников, основанной на интересе и любви к природе и культуре родной республики;

— воспитание у дошкольников навыков общения — умению слушать и слышать (вникать в сказанное);

— формировать умение заботиться о природе в зимнее время года.

Развивающие:

— повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы культурно-досуговой работы;

— развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, творческие способности дошкольников;

развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности признаки зимы, используя разные материалы;

приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, играм, обрядам.                                                                                    Задачи для родителей:

развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с детьми, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах деятельности;

способствовать развитию родительской педагогической компетентности, чувства радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

 Новизна проекта заключается в содержании процесса проектирования, так как задачи обучения и воспитания дошкольников реализовываются при активном участии самих воспитанников.

 Предварительная работа: беседа о зиме; рассматривание картин о зиме; словарная работа на тему «Зима».

 Сроки и этапы реализации проекта:

Подготовительный этап —           (14.12 – 15.12)

— Постановка цели, задач проекта

— Изучение методической литературы.

II.  Разработка проекта         —           (15.12 – 16.12)

            — Подбор методической литературы;

            — Выбор форм работы с детьми и родителями;

            — Выбор основных мероприятий;

            — определение содержания и результатов работы.

   Ш.   Внедрение проекта             —           (17.12 – 24.12)

            — Консультация для родителей «Проектная деятельность дошкольников»

— Проведение бесед, опытов, игр с детьми.

— Составление памяток,  листовок, рекомендаций для родителей

— Оформление макетов.

 IY.  Итоговый этап        —           (25.12 – 26.12)

   — Фотоальбом «Крепче нет якутской зимы!»

  — Книжка «Зима оставила свои следы»

   — Презентация совместных проектов

Предметно-развивающая среда проекта

«Зима начинается с Якутии»

— государственная символика Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) — портреты президентов, флаг РФ и флаг РС(Я), герб РФ и герб РС(Я);

— CD с гимнами РФ и РС(Я);

— национальная одежда и обувь — куклы в национальных костюмах (сделано руками родителей);

— папки «Национальная одежда якутов»,  образцы русских, якутских орнаментов;

—  макет жилищ коренных народов «Балаган»;

— национальная посуда — посуда из бересты и дерева, 
чорооны, кытыйа.

— папки «Животные Якутии», «Растительный мир Якутии», «Птицы Якутии»;

— наборы открыток, игрушки животных;

— изделия народного творчества – бастынги (женские головные уборы), коврики из меха, чепрак, якутский коврик «Олбох» (сделано руками родителей);

— атрибуты для подвижных народных игр – палки, веревка, шапочки оленей,  пеньки березовые и т.д.;

— материалы для самостоятельной деятельности – кусочки меха, бисер, ленты, береста и др.

Новоприезжий Михаил, Никифорова А.И Содержание деятельности родителей

— Работа по закреплению словаря по данным темам.

— Пополнение книжного и речевого центра детскими книгами, открытками, предметными и сюжетными картинками, аудио и видеоматериалами по лексическим темам.

— Участие в украшении группы к новому году, подготовка карнавальных костюмов (работа семейного ателье «Веселый маскарад»).

— Изготовление птичьих столовых, снеговиков, елок, фигурок животных для украшения участка («Мастерская умелых рук»).

— Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях («Семейная лаборатория»).

— Изучение семейных традиций празднования Нового года и вечера танха.

— Участие родителей и членов семьи в мастер – классе для семей воспитанников «Мастерская Чысхаана».

Содержание проектной деятельности

Совестная деятельность взрослых и детей

— Создание стенда для родителей —   «Зима начинается в Якутии!».

— Беседы — выявление субъективного опыта —

«Что мы знаем о якутской зиме?»,

«Что мы хотим узнать?».

— Чтение якутских сказок, пословиц, загадок о зиме.

— Беседа «Почему к нам приходит зима?».

 — Рассматривание папки-передвижки «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

— Конкурс «Снежное волшебство».

— Беседа «Как на тоненький ледок» (правила поведения на льду).

— Чтение р.н.с. «Два Мороза».

— Сюжетно-ролевая игра «Концерт для ёлочки».

— Дидактическая игра: «Собери Чысхаана».

— Ролевая игра «Собираемся на зимнюю прогулку».

– Чтение: Н.Носов «На горке».

— Сюжетно-ролевая игра «Дед Мороз в гостях у  Чысхаана».

— Дидактическая игра «Подбери снежинку».

— Чтение: р.н.с. «Снегурочка».

— Рассматривание репродукций о зиме  известных художников

— Пальчиковый театр: «Заюшкина избушка».

— Конкурс поделок и стихов на тему зимы.

— Дидактическая игра «Снежинки»

— Хоз/бытовой труд: украшение группы.

— Развлечение «Зимние забавы»

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

— Просмотр слайдов: «Путешествие в зимний лес»; «Традиции фестиваля «Зима начинается с Якутии»».

— Ручной труд: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты).

— Организация и развитие сюжетно-ролевой игры «В Царстве вечной мерзлоты».

— Свободное творчество – изготовление снежинок.

— Просмотр мультфильма «Снежная Королева»

— Свободное творчество: лепка сюжетная – «Снегурочка танцует»

— Эксперименты: «Свойства снега и льда».

— Рисование нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками «Зима в Якутии»

— Раскрашивание: «Рукавицы для девушки-хвощинки» (героини якутской народной сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами»).

— Нетрадиционные техники: обрывание и скатывание бумаги. Аппликация по теме «Я слепил снеговика».

— Лепка из солёного теста по теме «Чысхаан».

— Конструирование: «Дома и постройки на зимнем участке».

— Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»

— Прослушивание: «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

 Работа с родителями:

— Беседы о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно — образовательному процессу в ДОУ.

— Выставка книг о зиме.

— Оформление стенда —  Фестиваль «Зима начинается в Якутии!».

— Цикл рассказов о традициях фестиваля «Зима начинается с Якутии»: передача символа Холода, зажжение первой Новогодней Ёлки страны, праздник строганины, подледная рыбалка, конкурс ледовых скульптур и мн. др. 

— Участие в конкурсе  «Снежное волшебство».

— Подбор стихов, загадок, пословиц о зиме.

— Консультация «Как сделать зимнюю прогулку интересной?».

— Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

— Участие в итоговом мероприятии.

 Выводы (результативность проекта)

Тема разработанного проекта выбрана своевременно, с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Возросла речевая и продуктивная активность детей.

Удалось достигнуть результатов взаимодействия педагог – родители – дети.

Возросла общая и педагогическая инициативность и активность родителей.

Повысилась педагогическая компетентность родителей, что помогло сплочению родительского коллектива и побудило к обмену опытом.

Созданы условия для защиты детско-родительских проектов (передача педагогического опыта работы).

Проект «Зима начинается с Якутии» предоставляет детям возможность научиться увлеченно работать над заданной темой, находить ответы на интересующие их вопросы.

Проект предоставляет большие возможности для творчества, развивает самостоятельность, активность, умение планировать, работать в коллективе.

Работа над проектом позволит каждому ребенку в будущем продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий.

Никифорова А.И.

Метки:

Комментарий читателей статьи "Образовательный проект «Зима начинается с Якутии»"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Версия для слабовидящих